Александр Иванович Иванов – крестьянский сын, уроженец деревни Лисово Бельского района Тверской области. Окончив начальную школу, уехал в Ленинград. Но до начала войны полного среднего образования ему получить не удалось. Он работал, а все свободное время проводил в аэроклубе. С началом войны ушел в армию, в военкомате ему дали направление в тамбовскую авиационную школу пилотов. После обучения в 1943 году получает назначение на 1-ый Прибалтийский фронт.
Александр Иванов показал себя блестящим летчиком – смелым, порой до безрассудства, инициативным, мастерски владеющим техникой пилотирования.
Командование не раз доверяло лейтенанту Иванову возглавлять штурмовые группы. Меньше чем за год прошел по служебной лестнице путь от рядового летчика до командира эскадрильи штурмовиков.
В бою отличался редким хладнокровием и отчаянной храбростью. Вот только несколько эпизодов его фронтовой биографии. 17 ноября 1943 года вместе с еще тремя ИЛ-2 получает задние уничтожить железнодорожный эшелон на станции Зеленый Городок. Однако боевое звено встретил мощный заградительный огонь противника. Иванов принял смелое решение - оторвался от группы и атаковал неприятеля - вражескую батарею. Он не только нанес удар по фашистам, но и отвлек их внимание на себя. Остальные штурмовики, воспользовавшись ситуацией, успешно провели операцию по уничтожению состава, перевозившего снаряды. В результате, был ликвидирован не только вражеский эшелон, но и батарея его зенитных установок.
Через месяц, 18 декабря 1943 года, Иванов вместе с сослуживцами отправляется на истребление артиллерийской минометной батареи в окрестностях станции Шумилино в звене из шести ИЛ-2. Машины идут без прикрытия истребителями, в исключительно сложных метеоусловиях - на высоте 100-150 метров и видимости 2 километра.
При подходе к цели он обнаружил вражеский бронепоезд и направил на него штурмовик. Однако ответным огнем его подбивают – у самолета полностью выходит из строя руль поворота, поврежден стабилизатор, отбита половина руля высоты. ИЛ-2 становится неуправляемым и начинает падать, но Иванов умудряется развернуться и направляет его в сторону нашего аэродрома.
Ситуация складывалась почти как в известной песне времен войны в исполнении Леонида и Эдит Утесовых: «Мы летим, ковыляя во мгле, мы идем на последнем крыле. Бак пробит, хвост горит и машина летит на честном слове и на одном крыле».
Но реальность оказалась не такой, как в песне. Он почти подошел к линии фронта, когда на него напали два немецких Фокке-Вульф-190.
Один, на изуродованной, едва держащейся в воздухе машине, Иванов принимает бой и сбивает один самолет, а второй вынуждает ретироваться. Как он умудрился не только дотянуть до своих, но и посадить штурмовик - остается загадкой, ведь во время второй стычки были перебиты обе покрышки колес. И таких эпизодов в военной биографии Александра Иванова было не один и не два. Уже к осени 1944 года он совершил без малого сотню вылетов, каждый из которых оканчивался нанесением значительного урона противнику.
В победном 1945 году ему присвоили звание Героя Советского Союза не за конкретный подвиг, а, как говорят военные, по совокупности, за блестящее и результативное выполнение боевых задач.
Александр Иванов продолжал военную службу до 1956 года. Вышел в отставку в звании майора и вернулся в Ленинград, откуда и призывался. Устроился на механический завод. В ноябре 1964 года его лишили статуса Героя. И эта ситуация, к сожалению, не была исключительной. За всю историю награды, учрежденной в 1934 году, из 12776 Героев - 150 лишись ее по самым разным причинам. Первое место среди лишенцев занимали пехотинцы и артиллеристы, на втором были разведчики, а летчики стояли на третьей позиции. Примерно половине награды были возвращены, часто посмертно. Однако 74 человека не сумели добиться пересмотра своих дел. В подавляющем большинстве случаев звания Героя лишали за уголовные преступления. Но среди лишенных, а потом восстановленных в звании, была группа людей, около 10%, чьи дела так и остаются под грифом секретности. За что отбирали и почему возвращали – неизвестно. Именно в эту засекреченную группу и попал Иванов. Звезду Героя ему вернули только через 15 лет.
Александр Иванович Иванов ушел из жизни в начале июля 1989 года, погребен на четвертом участке Ковалёвского кладбища.